moseco (moseco) wrote,
moseco
moseco

Как провалить собственную акцию: опыт "Разделяй и используй!"

Друзья, в самом разгаре акция ДПиООС «Разделяй и используй (о том, как себя на ней вести, мы уже писали). Ну разгар этот скорее «формальный», поскольку акция, начавшаяся в конце августа, приближается к своей середине. И особым ажиотажем, к сожалению, она совсем не пользуется. Чтобы не быть голословными, мы поехали на мобильный пункт приёма, расположившийся недалеко от станции метро «Шипиловская». Не считая двоих представителей нашего проекта, а также трех представителей «Разделяй и используй», среди которых были промоутер, водитель и супервайзер, кстати, отказавшийся с нами разговаривать, на пункт пришли всего три человека с раздельно собранными отходами.


Мы долго думали, в чем же здесь основная проблем, почему акция не пользуется бешеным спросом, ведь раздельный сбор сам по себе с каждым годом (вопреки заявлениям некоторых чиновников) всё же становится популярным. Вина здесь, как нам кажется, и с нами согласились многие эксперты, в отвратительной информационной кампании. А вернее – в ее отсутствии.

Мы опрашивали многих людей на пункте – и тех, кто сдавал отходы, и просто проходящих мимо. Те, кто принес на пункт отходы – как правило, люди знающие, и они целенаправленно искали на сайте ДПиООС информацию о грядущей акции. Все остальные же не слышали ни слова о мобильных пунктах. Несмотря на тех.задание, объявлений об акции никто не видел ни в районе, ни в социальных сетях, ни просто на сайтах.

Чтобы проверить уровень компетентности промоутера, мы провели с ним небольшую беседу, на которую он согласился крайне неохотно (а супервайзер, напомним, вообще отказался и скрывался в ближайшей закусочной):

Какие-то базовые вещи промоутер, надо отметить, знал: как подготовить отходы к сдаче, что можно приносить на пункт и что нельзя. Но во многих тонкостях (кстати, очень важных) промоутер, к большому нашему сожалению, осведомлен не был. Мы, например, с ужасом обнаружили в контейнере для стекла ртутные лампочки, одна из которых под давлением бутылок от шампанского просто развалилась пополам.

Листовки на пункте тоже раздавали неохотно. Зато когда мы об этом спросили промоутера, он начал втюхивать их всем от мала до велика. Полезное это дело или нет – не знаем. Поскольку никакой стратегически важной информации (например, что такое раздельный сбор и зачем он нужен) на ней нет.

Вообще, если вдуматься, смысла раздавать листовки тоже не очень много. Пункт уедет из этого района через час и никогда уже не вернется, а люди, даже если захотят поучаствовать, вряд ли будут готовы ехать в другой округ в следующие выходные с пакетиком вторсырья, не так ли?
IMG_9138.JPG
Чтобы до конца понять, что же организаторы «Разделяй и используй» делают не так, мы решили поговорить с экспертами, людьми, которые уже давно занимаются этими вопросами. Мы обсудили с представителем движения «РазДельный Сбор» в Москве Валерией Коростелёвой о том, в чем главная проблема акции и может ли она повлиять на уровень экологической грамотности москвичей:

- Как ты оцениваешь эффективность акции "Разделяй и используй"? Организаторы заявляют её как просветительскую акцию, как такая акция скажется на экологической просвещенности и активности граждан?

- Акция никак не повлияет на экологическую просвещенность москвичей, так как нигде нет информации, зачем собственно нужен раздельный сбор городу и его жителям, в чём он заключается и как обычный горожанин может начать разделять отходы и сдавать их вне акции. Основной источник, на который ссылаются все публикации об акции, - сайт ДПиООС, но там ничего просветительского нет!

- Ваш проект имеет большой опыт организации акций и мобильных пунктов по приему раздельно собранных отходов в Москве на волонтерской основе. Могла бы ты сравнить эффективность расходования средств и ресурсов волонтерских акций и данной акции "Разделяй и используй"?

- Сравнить эффективность акции ДПиООС можно по двум параметрам: достижение поставленной просветительской цели и количеству собранного вторсырья. В рамках наших волонтёрских акций мы делаем упор именно на просвещении тех, кто не в курсе, что в Москве есть возможность сортировать отходы, мы раздаём специально разработанные нами информационные брошюры (двухсторонние А4) прохожим, а не тем участникам акции, которые уже давно приходят и сдают вторсырьё на переработку. Они-то уже всё знают и в курсе, что у нас на сайте можно найти полезную информацию или задать вопросы. За неполный 2015 год, например, мы смогли раздать около 15 тысяч брошюр. К тому же на наших мероприятиях просвещением занимаются волонтёры, которые в теме раздельного сбора и сами сортируют отходы дома, на работе, они вовлекают и заинтересовывают людей своими знаниями, опытом и ответами на распространённые вопросы.

Ну и что касается объёма собранного на переработку вторичного сырья, то его мы сможем сравнить после официального отчёта департамента об итогах акции.Также хочу отметить, что мы проводим наши мероприятия круглый год, в Подмосковье ежемесячно, а в Москве еженедельно. В 2015 году на нужды движения в Москве и Московской области было потрачено 150 тысяч рублей, это пожертвования физических лиц и помощь спонсоров.Тогда как на одну только 1,5 месячную акцию(мобильные пункты работают только 2 дня каждую неделю – прим.ред.) департамент тратит 2,9 млн.рублей.

Наглядный пример эффективности, которую можно было получить за эти деньги:
- в 2015 году в московских школах учится 850 тысяч школьников и 1,3 млн. студентов (итого 2,15 млн. учащихся)
- возьмём цену 1 листа цветной двухсторонней информационной брошюры А4 равной 1 рубль (на самом деле при таком тираже она меньше, но оставим эти деньги на разработку макета)
- за 2,9 млн рублей можно напечать 2,9 млн информацонных брошюр (25% официального населения города)
Вывод: на бюджет месячной акции можно было снабдить полезной информацией о раздельном сборе ВСЕХ учащихся Москвы и ещё учителей. Плюс какое-то количество человек принесли бы интересную брошюру домой и рассказали бы семье! На наш взгляд, именно так надо достигать поставленные цели (а она прописана в госконтракте) за деньги налогоплательщиков!


- Какие основные проблемы акции "Разделяй и используй" вы выявили в этом году, и есть ли положительные изменения по сравнению с акцией прошлого года?

Основная проблемы Акции ДПиООС - абсолютно неэффективная растрата бюджетных средств. Объяснение уже написано выше. Остальное уже мелочи, не имеющие значения для 12 миллионного города.

- Каким ты видишь действительно эффективные методы внедрения цивиллизованной системы обращения с отходами в Москве со стороны городской и государственной власти?

- На мой взгляд эффективным подходом по внедрению раздельного сбора отходов в Москве было бы следующее:
- соблюдение уже имеющегося законе о обязательной сортировке отходов для юридических лиц
- постепенное внедрение двухконтейнерной системы сбора отходов на всех мусорных площадках (один для вторсырья, другой для смешанных отходов)
- официальный отказ и закрытие МСЗ в черте города, строительство сортировочных линий
- введение экономических стимулов для тех, кто переходит на сортировку отходов (особенно для "первопроходцев")
- массовая социальная реклама и экологическое просвещение от всех причастных к теме ресурсопотребления и образования департаментов.

Может быть, Департамент и «хочет как лучше», но почему-то опять всё получается как всегда. Почему-то об акции знают лишь активисты и то потому, что им действительно небезразлична природа Москвы и Подмосковья, и они хотят скорейшего внедрения раздельного сбора и переработки. А еще им обидно, что в очередной раз на акцию, на которую никто не приходит, тратится немалая сумма, а экологические организации, желающие помочь, не допускаются к участию по причине, якобы, недостаточного опыта. Но эти организации проводят такие же акции, только лучше и масштабнее, за суммы в десятки раз меньше! В итоге, на акцию «Разделяй и здраствуй» в лучшем случае придут сотни человек, хотя могли бы прийти тысячи, а организаторы заявят, что «москвичи не готовы к раздельному сбору». Москвичи же, при этом, неоднократно изъявляли свою готовность и желание, это подтверждается соц.опросами разных лет, а также результатами краудсорсингового обсуждения «Экологической стратегии Москвы», где более 90% выступили за создание полноценной системы раздельного сбора и переработки отходов.

Мы в других соц.сетях:
Твиттер
Фейсбук
Вконтакте
Инстаграмчик!
Яндекс.Кошелек: 4100 1196 6743 383
Tags: ДПиООС, РаздельныйСбор, акции, вторсырье, мусор, отходы
Subscribe

Posts from This Journal “ДПиООС” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments